Разговоры о положительном влиянии шахмат на интеллект уже привычны, аргументация убедительна и сомнений не вызывает.
Сейчас же речь пойдёт о том, что занятия шахматами позволяют выработать и отшлифовать те качества, которые весьма могут оказаться существенными при формировании стратегий успеха. Причём что особенно хотелось бы отметить, что процесс этот проходит как бы на втором плане (на первом плане – непосредственно игра), что делает его особенно привлекательным и эффективным.
Тут ничего удивительного нет, психологи этот вопрос исследовали более-менее досконально.
Итак, перейдём непосредственно к качествам и процессам. В рамках этой статьи я ограничусь просто перечислением, но это пока, в дальнейшем я подумываю развить эту тему.
1. Интуиция.
В шахматах роль интуиции очень велика, ведь в отличие от компьютера человек может просчитать позицию на не очень большое количество ходов. И исход партии очень часто зависит именно от интуиции.
2. Планирование.
В шахматах план партии имеет громадное значение, и играющий рано или поздно начинает действовать в соответствии с планом. Причём именно шахматы учат творческому отношению к планированию.
3. Игра с соперником, а не набором фигур и доской.
А это уже касается того, что шахматист не просто придерживается каких-то схем, а начинаем чувствовать соперника. В бизнесе это очень важно, где масса красивых бизнес-планов на бумаге оказывались проваленными в виду не учёта личностей участников проекта.
4. Инициативность.
Любой шахматист играет на победу. И рано или поздно понимает значение инициативы.
5. Не ввязываться в авантюры.
Шахматы весьма быстро обучают разумности риска. По мере продвижения по ступеням шахматного мастерства человек обучается оптимизации соотношения риска и результата.
6. Борьба за центры влияния.
Ну, а это уже точно к шахматам, где задача овладения центром является одной из основных.
7. Бережное и аккуратное отношение к ресурсам.
Начинающие игроки часто разбрасываются шахматным материалом, пешки летят налево и направо, но по мере шахматного «взросления» человек начинает рационально относиться к ресурсам.
8. Умение учиться на ошибках.
Проиграв раз-два из-за одной и той же ошибки, шахматист её уже не повторяет. Но вырабатывается алгоритм отношения к ошибкам, который потом на уровне навыка начинает срабатывать и в других сферах деятельности.
Я мог бы этот перечень и продолжить, но мне кажется, что и того, что приведено, вполне достаточно, чтобы заняться шахматами.
И недаром свой курс я назвал «Шахматы и развитие мышления». Очень даже не зря!
Иван Иванович Полонейчик, автор курса.